Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С

Начало оккупации Красногвардейского района

3 августа 2022
После поражения под Москвой гитлеровское командование поставило перед собой задачу: разгромить советские войска на юге, овладеть районом Кавказа, выйти к Волге, захватив Сталинград и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства.
    Наступление немецко-фашистских войск началось 25 июля 1942 г. Эта дата вошла в истории как начало битвы за Кавказ. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отходить на юг.
    Над Ставропольем нависла угроза оккупации. Имея значительное превосходство в живой силе и технике, 40-й танковый корпус 1-ой танковой армии немцев, практически беспрепятственно продвигался по территории края. И  первыми в Ставрополье на пути немцев стали Молотовский район.
Еще весной 1942 г. над селами начали появляться немецкие самолёты - это были разведчики, а летом  самолёты противника  стали обычным явлением.
3 августа гитлеровцы овладели Ставропольем. А днем раньше, 2 августа, был оккупирован и наш район. Так начался отсчет дням немецко-фашистской оккупации Ставрополья, продолжавшейся почти полгода. Никто и не думал, что сюда дотянется рука захватчика.
Накануне  села района будто вымерли, прекратились работы, все старались не выходить из дома, наступило странное безвластие. Не зная, как долго продлится оккупация, односельчане запасались: прятали в бассейнах и полях хлеб, масло, скотину.
Во второй половине дня пылью и дымом от движущихся машин и танков покрылись мирные села Молотовского района. На плодородную землю предков, дети которых мужественно защищали каждую пядь, ступил сапог гитлеровского солдата-завоевателя.
На территории района есть памятники, свидетельствующие об оккупации и бесчинстве немецко-фашистских захватчиков.
Село Привольное. После поражения наших войск под Ростовом летом 1942 года колонна с ранеными солдатами двигалась на юг. И 31 июля – 1 августа немецкая авиация жестоко атаковала санитарные эшелоны в привольненских полях. Как следует из зафиксированных свидетельств очевидцев, у раненых бойцов не было шансов на спасение. Похоронить погибших оказалось просто невозможно – эти места были оккупированы немецкими захватчиками. И только весной 1943 года, после освобождения территории от фашистских захватчиков, стало возможно собрать останки тел и предать их земле в братской могиле.
Село  Преградное. Памятник «Самолет», погибшему экипажу летчиков.
На окраине с. Преградного, на лугу немцы установили зенитные батареи. 3 августа 1942 г. утром, когда тихо начала просыпаться жизнь села и густая пыль осела на прохладную траву, когда утренний туман рассеивался под лучами восходящего солнца, согревая землю,  послышался нарастающий гул моторов. Со стороны  сальских степей с направления г. Городовиковска над окраиной села показались 10-12 советских самолетов-штурмовиков.
Радость людей и переполох немцев, не сразу осознавших о приближении группы советских штурмовиков, поставили их в замешательство.
    Начали раздаваться одинокие хлопки зенитных установок, а потом все чаще и чаще, домовые вспышки стали появляться вокруг самолета. Советские самолеты шли очень низко. Сконцентрировав огонь зенитных установок, на уже практически уходящих в строну, нашим самолетам, немцам удалось сбить 1 самолет.
    Еще несколько секунд и яркое пламя огня с густым черным дымом  охватило самолет. Огромный столб пыли и безжизненно тлевшая  машина, врывшаяся в землю, остались в памяти тех, кто был первыми очевидцами.
    Жители села глазами видели, как воздух самолет развалился на 3 части: 1 крыло отлетело на 150 метров (видимо взорвался боекомплект), кабина с летчиками упала на землю.
    Гибель советского экипажа не могла удержать жителей села перед любой опасностью.
    Взрослые и дети бежали по тропинкам, в брод мелководной речки, через плотины и мосты к ним на помощь. Но помощь была не нужна.
    Летчиков похоронили здесь, на этом самом месте, где их сбили.
       Село Дмитриевское.  Памятник «Пушка» - братская могила артиллерийского расчета. 2-3 августа 1942 г. 4-я стрелковая дивизия генерала И.П.Рослого 12-ой армии Южного фронта, после тяжелых боев в Донбассе, шла Ставропольскими степями. В районе сел Дмитриевского - Безопасного, она попала в окружение. Единственный выход из создавшегося положения – перерезать шоссейную дорогу, по которой бесконечным потоком шли немецкие танки, артиллерия и прорваться к калмыцким степям.
    …4-я стрелковая дивизия после тяжелых боев в Донбассе. После того, как оставила город Ворошиловград, Шахты, шла ставропольскими степями. В районе сел Дмитриевского - Безопасное  она попала в окружение. Двое суток отбивала атаки фашистов. Положение ее казалось безнадежным – позади река Егорлык с заболоченными берегами, с трех сторон – неприятель.
    По шоссейной дороге со стороны Ростова на Ставрополь, который уже был оккупирован, бесконечным потоком шли немецкие танки, артиллерия, грузовики с пехотой, мотоциклисты-автоматчики.
    «Мешок», в который попала дивизия, затягивался. Существовала угроза быть дивизия или уничтоженной или еще хуже – плененной.
    Единственный выход из сложившегося положения – перерезать шоссейную дорогу, прорваться к калмыцким степям.
На рассвете 5 августа к лесополосе прибыл генерал с несколькими офицерами. Генерал-майор опять обошел всех, на кого ложилась ответственность и надежда, кому предстояло решение задачи прорыва, каждого расспросил, в чем его задача, как будет действовать. Командирам расчетов приказано занять места. Шоферам – держать руку на зажигании. В предутренней мгле в полной тишине ждали люди сигнала.
    Медлить дальше было нельзя. Светало. По шоссе с зажженными фарами двигалась техника врага, отчетливо просматривались силуэты немецких солдат, сидевших на машинах.
    Был дан сигнал. И, развернувшись, машины зенитчиков на предельной скорости выскочили к краю шоссе, ударили из установок, хлестнули по фашистам очереди из автоматов. Среди врагов секундное замешательство. Как и надеялся генерал, движение вражеской колоны было разорвано, образовалась широкая брешь по шоссе.
    На глазах еще не пришедших в себя гитлеровцев сквозь брешь на шоссе хлынули воинские части дивизии. Их прорыв страховали те же зенитные установки, пулеметы. По сторонам шоссе рвались гранаты.
    Бой был коротким и яростным.
    Немцы опомнились, когда дивизия уже уходила в степь. Разобрались, что к чему. Стали стрелять. Поздно! Наши войска уходили на северо-восток, к калмыцким степям…
     Как и в любом населенном пункте, оккупанты считали себя полноправными хозяевами, старались установить свой режим. Смело заходили в любую хату, требуя  молоко, мясо, яйца. Брали все, что им нравилось, попадалось под руки…
Схема у немцев была обычной – вывоз всех ценностей, продовольствия, техники, молодой рабочей  силы Германию.
       Устранение населения – массовые расстрелы евреев и коммунистов, поощрение предательства, показательные казни ослушавшихся, устройство временного из колючей проволоки концлагеря
    Во все селах района велись расстрелы коммунистов и евреев.  В с.Новомихайловском помнят, как, как гнали женщин с плачущими детьми к обрыву, где раньше селяне брали глину. В с.Преградном расскажут  о расстреле у Белого артезиана. В с. Ладовская Балка зверски замучили комсомольца, моряка Ивана Капустина, не пожелавшего снять тельняшку и бескозырку. Только в с. Молотовском были замучены 360 человек мирных жителей, среди которых было 60 детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет.

Несмотря на весь ужас оккупации, в людях была вера в свои силы, вера в победу. Люди ждали Красную Армию. Освобождение пришло 23 января 1943 г.

Кузьминова Т.Г., директор ГБУК Красногвардейский музей