Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами: Стандартный Средний Большой
Посетителям
Официально
Новости
Викторина «Что ты знаешь о войне?» пройдет в рамках акции «30 дней до Победы»Для игры подготовлены вопросы и задания на тему Великой Отечественной войны. Для игры формируются три ком...Тематическое мероприятие «Битва со льдами. К 90-летию героической эпопеи спасения челюскинцев» пройдет в Красногвардейском музее.Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть ави...Лекторий «Память сердца» пройдет в Красногвардейском музее и будет посвящено Международному дню освобождения узников концлагерей.В основу мероприятия вошли подлинные истории красногвардейцев, перенесших на своих плечах этот ад. Это и ... |
День археолога15 августа 2017
15 августа в России свой профессиональный праздник ежегодно отмечают археологи. В большинстве случаев представителей этой профессии называют кладоискателями и романтиками, а их трудовые обязанности сводятся к поездкам в экспедиции в поисках древнейших сокровищ и старинных вещей. Без достаточной доли авантюризма, фанатизма и любви к истории в археологию люди не приходят.
Это ученик известного советского и российского учёного, историка, антрополога, археолога, филолога из Санкт- Петербурга Льва Самуиловича Клейна, который и в свои 90 лет продолжает исследовательскую работу. Этим летом наш музей посетил один из таких фанатов своего дела, заведующий отделом археологии Донецкого Национального университета Александр Викторович Евглевский. Ученый-археолог приехал к нам из Донбасса с одной только целью – увидеть каменные изваяния из экспозиции Красногвардейского музея и его отделов в с. Преградном и с. Новомихайловском. Археологическая коллекция занимает особое место в нашем музее, насчитывает 152 предмета, среди них и наследие тюркских племён четыре «половецких бабы». Кстати слово «баба» по отношению к этим памятникам старины Евглевский предпочитает избегать, так как оно не то чтобы для памятника обидное, но не вполне верное. «Каменное изваяние» – правильнее. Александр Викторович много лет ведёт работу по выполнению проекта «Свод средневековых изваяний Евразии», проще говоря, занимается переписью каменного наследия тюркских племён. Этот каталог он задумал более десяти лет назад и все это время собирал для него материал. В каталог должны войти тюркские средневековые изваяния всей Евразии: от Монголии и Китая до Болгарии. Это колоссальное количество информации, труднейшая задача. В свое время коллеги уговаривали Александра Викторовича сузить охват территории, но не уговорили. Маленький коллектив энтузиастов работает без особой надежды на спонсорскую помощь, вкладывая в этот проект собственные сбережения. Для нас это – просто подвиг настоящих ученых. Если задуманное удастся осуществить, то должен получиться многотомный свод: изображение каменных изваяний и их описание, карты и сводные таблицы. Такой полный каталог наследия евразийских степей средневековья – не издавался еще ни в одной стране мира. За время своих археологических исследований Александр Викторович побывал во многих значимых для тюркской культуры местах: в Монголии, Казахстане, в горах Тянь-Шаня, горных северных районах Болгарии и т.д. Неисследованными оставались только Ставрополье и Алтай. В этом году он посетил Ставропольский край. В XI веке кочевники-кипчаки заселили наши южные степи, а до них приходили на эту территорию другие азиатские народы, и пребывание некоторых из них также было отмечено установкой каменных изваяний… Если бы машина времени могла перенести нас почти на тысячу лет назад, то мы могли бы наблюдать следующую картину: к каменной бабе подходит кочевник и наносит ей каким-то тяжелым предметом сокрушительный удар. А соплеменники спокойно наблюдают за этой сценой и, возможно, еще ему и помогают?.. Александр Викторович объяснил, что для некоторых тюркских племен это – не акт вандализма, а ритуальный обряд: «Когда человек умирал, соплеменники ваяли из камня антропоморфное изображение, предоставляя душе умершего переселиться в эту фигуру. Они были уверены, что она будет находиться не в груди, возле предполагаемого сердца, а в голове. Проходил некий определенный срок, и, чтобы освободить душу, голову изваяния отбивали, разбивали, а иногда лишь стесывали лицо, если камень был очень тверд. Но есть большая загадка: почему одни изваяния разрушали, а другие – нет? По одной из существующих гипотез, эти действия связываются с социальным статусом: изваяния бедных людей разрушали, тогда как изваяния богатых продолжали стоять на кургане. Однако у меня есть факты, заставляющие в этом усомниться». Как и в древнегреческой культуре, у нас, в средневековых степях, можно было увидеть каменные изваяния с накрашенными губами, нарумяненными щеками. Возможно, изваяния могли украшать тканями или даже одевать. Короткие в сравнении с торсом ноги каменных баб были связаны не с канонами тогдашней степной красоты, а с художественным приемом мастера, в задачу которого не входило копировать пропорции человеческого тела. Зрительный и эмоциональный акцент делался на другое… Археолога Евглевского очень волнует современная ситуация с сохранностью каменных изваяний: «Множество их уничтожено во время военных действий, было разрушено религиозными фанатиками последующих эпох и т.д.» Но за Красногвардейские изваяния он спокоен, так как они надёжно охраняются от ветра, дождя и вандалов в стенах музея. За короткий период пребывания в музее Александр Викторович не только сделал научное описание наших половецких изваяний, но и успел провести интересную беседу с воспитанниками пришкольного лагеря в с. Новомихайловском. Эта встреча надолго останется в памяти ребят. Возможно, кто-то из них уже решил для себя, пойти по стопам Александра Викторовича и тоже стать археологом. PS Александр Викторович попросил обратиться ко всем жителям нашего района, если кто-то видел такое изваяние, слышал легенду или какие-то приметы связанные с ними, поделитесь с ним этой информацией, для его исследовательской работы это очень важно. Его контакты в Красногвардейском музее. Малимон Н.Л., научный сотрудник ГБУК Красногвардейский музей |