Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Новости

"Золотые страницы культуры Красногвардейского округа"

Выставка знакомит с людьми, которые внесли и каждый день вносят бесценный вклад в развитие культуры и иск...

"Крым в истории России"

тематическое мероприятие, посвященное 10-летию со дня воссоединения Крыма и России.
В Крыму буквально всё...

"Маслена идет - весну за руку ведет"

Организаторы мероприятия расскажут гостям о глубоких исторических корнях Масленицы – древнего славянского...
Архив новостей »

За высокую доблесть - орден Александра Невского

18 января 2020
За высокую доблесть - орден Александра Невского
Памятная дата – День героев Отечества отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. Она установлена Федеральным РФ «О днях воинской славы и памятных датах России». Свою историю данный праздник ведет с 18 века и  приурочен к 1769 году, когда был учрежден орден Святого Георгия Победоносца. Им награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.
Но мало кто знает еще об одном ордене за воинскую доблесть, который был учрежден намного раньше  в 1725 году - ордене Александра Невского, которым и награжден  и наш герой. Этим редким орденом в годы Великой Отечественной войны были удостоены чуть более 42 тысяч человек. Среди них Николай Алексеевич Ширяев.
Война для каждого начиналась и складывалась по-разному. Для нашего земляка она была и долгой, и тяжелой. В нем рано проявились командирские, а точнее, лидерские качества, которые не подвели его ни разу почти в течение трехлетнего непрерывного участия в самых горячих очагах войны. В нем оказался самородный ратный дар управления солдатами в бою.
Николай Алексеевич неоднократно вспоминал свой боевой путь, который слишком глубоко оставил след в душе и памяти ветерана.
23 июня 1942 года Николай Ширяев, 17 – летним рабочим пожарной команды колхоза имени Сталина села Молотовского, получил повестку о явке в военкомат. А оттуда после недолгих оформлений анкетных данных направлен в третье пехотное Орджоникидзевское училище. Вместе со своим товарищем Василием Лютовым прибыли в небольшой городок Аргун, где уже была слышна артиллерийская канонада: немцы были недалеко от Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Построив новобранцев по тревоге, выдали винтовки и по пять патронов. Многие из них впервые держали в руках винтовку. При этом предупредили – зря не стрелять
В связи с тем, что немецко-фашистские войска вели активное наступление на Северный Кавказ, училище было эвакуировано в г. Тбилиси, куда и отправили  солдат  по Военно-грузинской дороге. Здесь по ускоренному курсу обучили военному делу, а главное – умению обращаться с оружием. И в конце августа новоиспеченные защитники высадились на разрушенной станции Червленая – Узловая (Шелковской  район Чеченской республики), где впервые увидели страшный след войны.
После распределения Николай Алексеевич попал в роту противотанковой обороны. Такие роты всегда действуют на танкоопасном направлении. Ночью солдаты прибыли на передовую и расположились впереди пехоты. Слева  железная дорога, позади река Терек, вокруг горы. Здесь под пулеметным и минометным огнем противника Ширяев Н.А. получил боевое крещение. Так вспоминает об этом наш герой «… танки, танки, танки, а мы еще ни своих, ни вражеских до этого и в глаза не видели. Сидим в окопах, головы не поднять, шквальный огонь из всех видов оружия по нашим окопам. А ответного огня по врагу все нет и нет.  Офицеров нет. Что делать? Пришлось командование взять на себя, так как вижу, что остальные чего-то ждут…
Вот показались после временного затишья танки. Один, два, три…десять. Огня пока не ведут, движутся вдоль железной дороги, водят орудиями, словно принюхиваются и делают разворот в метрах четырехстах от нас. Наши ребята легли на дно окопов и не стреляют. Это меня взорвало. Выхватил я из окопа противотанковое ружье и начал стрелять по танкам, за мной последовали и другие. Смотрю, загорелся один, потом другой. Это подняло дух моих солдат. И тут, к счастью, откуда-то появились «Катюши» и дали такой залп, что вокруг загорелась земля».
Из девяти танков три сожжены и один подбитый, остальные, ведя беспорядочный огонь, вскоре повернули назад и скрылись за Тереком. Танковая атака провалилась.
Николай Алексеевич вспоминает: «…Страха я  в бою не знал и, наверное, это помогло мне завоевать доверие моих ребят. В декабре я был ранен в руку и оказался в госпитале в Дербенте. Но уже через три дня, как только рана стала меньше беспокоить, выписался и прибыл в 47-ю стрелковую бригаду. Она размещалась левее Моздока. Нас хорошо обмундировали во все зимнее, и к 1 января 1943 г. мы пошли в наступление на Моздок, Прохладный, потом взяли Георгиевск, Минводы.  Наступая с боями, дошли до реки Миус. Здесь разгорелись жаркие бои. Мы  теперь приобрели уже опыт, научились бить фашистов».
Ширяеву Н.А. присвоили звание старшего сержанта и перевели наводчиком  в 82-миллиметровую батарею. Прорвав оборону Миус-фронта, началось освобождение Украины. Здесь наш герой вновь получает ранение, четыре месяца в госпитале и вновь фронт. Удача улыбнулась Николаю Алексеевичу, и он вернулся в свою батарею. Сослуживцы жаловались, что за время его отсутствия было много командиров, которые руководили только криком, а не примером, как это привык делать Ширяев.
Началась подготовка к форсированию Днепра.  Нашего героя вызвали в штаб полка. Взамен на умелое руководство бойцами его оформили  на курсы младших лейтенантов при  6 –ой армии. Началась учеба, но какая тут учеба, когда курсы бросили в самое пекло Корсунь – Шевченской операции. «И так вперемежку – учеба и бои – вспоминает Ширяев Н.А. – Поэтому, когда мы подошли к польской границе, нас из 60 курсантов осталось 24. Экзамен в бою принимал у меня генерал – полковник Цветаев. Данную им вводную я выполнил: уничтожил два танка и много офицеров. Тут же мне выдали погоны младшего лейтенанта, представили взводу солдат и с ходу направили в бой».
С боями  Николай Алексеевич форсировал Вислу, в жестоком сражении со своими бойцами овладели Варшавой. Вклинились однажды в расположение немцев так глубоко, что  пришлось занять круговую оборону, взвод потерял пулеметный расчет, но взамен сумел захватить вместе с расчетом немецкий пулемет. На помощь подоспели тридцать четверки и немцы были сломлены.
Началась подготовка к наступлению на Берлин. Враг укреплял Зееловские высоты, надеясь сделать их непреступными и тем самым спасти свою столицу.
По распределению Ширяев Николай Алексеевич попадает в 65-ю армию, где в свое командование получает роту и звание лейтенанта. А далее путь проходил по территории Померании. Чувствовался скорый конец войне. Но враг еще сопротивлялся.
Однажды командир соседней роты пожаловался, что им приносят много беды вражеский самолет. Прилетает он всегда в то время, когда бойцы обедают. Рядом был красивый ухоженный бор. Его перерезала просека. Каждый раз опускается этот самолет в просеку и, чуть не цепляясь колесами за землю, подлетает в расположение этой роты и начинает поливать пулеметным огнем с бреющего полета. Солдатская смекалка не подвела нашего героя, Николай Алексеевич решил его «заарканить». Взял пять бойцов, несколько сот метров полевого телефонного кабеля и перепутал им просеку. Сверху летчик это заметить не мог. На другой день все ждали «гостя». И действительно, с немецкой пунктуальностью появился самолет, по привычке опустился в просеку, но тут же упал на землю, весь опутанный проводами. Летчик был взят в плен и очень хотел посмотреть, на того, кто это придумал.
И вновь наступление наших войск в глубь Германии. Победу он встретил в курортном городе Баден-Баден.
За эти три  военных года наш земляк награжден медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы». Но самая высокая награда – это орден Александра Невского, которую командир взвода 358 стрелкового полка 136 стрелковой Киевской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии получил 19 февраля 1945 г.  При  прорыве вражеской обороны, ведя стремительное наступление своим взводом, преодолевая минные поля и проволочные ограждения противника, Ширяев первым достиг вражеской траншеи, где уничтожил взводом до 12 гитлеровцев и 3 ручных пулемета противника. Продолжил развивать успешное наступление и к исходу дня овладел 4-ой линией траншеи противника.
Когда из строя вышел командир роты, командование ротой Ширяев Н.А. взял на себя. Отразив 3 контратаки противника, обходным путем вышел противнику в тыл, где нанес  внезапный удар, вследствие чего противник в панике оставил свои позиции. В этих боях ротой было уничтожено до 30 немецких солдат, 8 ручных и  становых пулеметов и 1 минная батарея 81-миллиметровых минометов противника.
    С фронта Николай Алексеевич вернулся в 1945 году. В 1952 года несколько лет служил в райвоенкомате, перед уходом на пенсию учителем труда в школе. После ампутации ноги он был малоподвижен, но дух природной неуемности его не оставлял до последнего вздоха.

Кузьминова Т.Г., директор ГБУК Красногвардейский музей

газета "Сельская Новь" от 15.01.2020 г. № 2