Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Новости

Викторина «Что ты знаешь о войне?» пройдет в рамках акции «30 дней до Победы»

Для игры подготовлены вопросы и задания на тему Великой Отечественной войны. Для игры формируются три ком...

Тематическое мероприятие «Битва со льдами. К 90-летию героической эпопеи спасения челюскинцев» пройдет в Красногвардейском музее.

Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть ави...

Лекторий «Память сердца» пройдет в Красногвардейском музее и будет посвящено Международному дню освобождения узников концлагерей.

В основу мероприятия вошли подлинные истории красногвардейцев, перенесших на своих плечах этот ад. Это и ...
Архив новостей »

Немые свидетели войны

23 января 2019
Близиться 76 годовщина освобождения села, от немецко-фашистских захватчиков. Данную статью мы хотим посвятить немым свидетелям тех трагических  дней, а именно  архитектурным сооружениям, которые прямо или косвенно связаны с оккупацией нашего села. Документального подтверждения данных событий нет, но на слуху из уст в уста передаются сведения от старшего поколения, которые на своих плечах испытали горечь оккупации в годы Великой Отечественной войны.
Из воспоминаний Серикова Юрия Николаевича мы знаем, что в августе 1942 года, чтобы нечего не досталось немцам, были заминированы многие предприятия перерабатывающей промышленности, в том числе и спиртзавод (здание бывшего АТП) каким знают его наши жители села. Но Гуров Иван Васильевич – профессиональный минер еще царской армии, его разминировал. Одновременно были разминированы маслосырзавод, мельница и райпищекомбинат. На спиртзаводе стояли две цистерны со спиртом, наши войска, отходя, набирали спирт, торопились, простреливали цистерны, подставляли каски и любые емкости. Спирт проливался на землю, кто-то бросил окурок на пропитанную спиртом землю и цистерны рванули.
Когда отступали немцы уже в январе 1943 года, они тоже заминировали предприятия. А Иван Васильевич опять их разминировал, но потом когда окончилась война, Гуров получил за предательство 25 лет, но все их не отсидел только 15, так как во время хрущевской оттепели был амнистирован за то, что по сути, не дал разрушить ни нашим, ни немцам местную промышленность.
     Как вспоминает Жердев Михаил Федорович в здании старого роддома, который расположен  по улице Молодежной,  был подвал. Немцы  в период оккупации, говорят, приспособили его под  душегубку и пытки, Здесь же находилась немецкая полиция и гестапо, а во дворе была установлена висилица, на которой планировалось повесить местных коммунистов. Но воспользоваться этим зданием не пришлось, так немцы вынуждены были отступить, из-за разгрома под Сталинградом.
    Здание гимназии дореволюционной постройки, строили добротно, поэтому во время оккупации на первом этаже была конюшня, полы  выдерживали  даже лошадей-тяжеловесов, а на втором этаже были немецкие склады с обмундированием и лакомствами для немецких офицеров.
В здании современной ветлечебницы, бывшей царской тюрьме,  находился  немецкий штаб, в помещениях бывшей тюрьмы располагались так же заключенные, советские военнопленные и гражданское население.
       По рассказам местных жителей,  в первый день оккупации села, в здании мельницы по улице Дружбы, был установлен пулемет «Максим», кто был его расчетом до сих пор неизвестно, он вел огонь по немецким солдатам, которые залегли на лугу рядом с речкой. По рации был вызван самолет, который сбросил 2 бомбы, в результате чего пулемет замолчал, кто были эти единичные защитники, герои до сих пор не известно.
    Не долго  на территории Красногвардейского района хозяйничал оккупационный режим, уже скоро восемьдесят лет, как изгнан враг с родной земли, а в памяти старшего поколения по-прежнему живут воспоминания о тяжелом периоде Великой войны.

Горяйнов С.А., научный сотрудник ГБУК Красногвардейский музей

газета "Сельская Новь" от 23.01.2019 г. № 4