Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Новости

Викторина «Что ты знаешь о войне?» пройдет в рамках акции «30 дней до Победы»

Для игры подготовлены вопросы и задания на тему Великой Отечественной войны. Для игры формируются три ком...

Тематическое мероприятие «Битва со льдами. К 90-летию героической эпопеи спасения челюскинцев» пройдет в Красногвардейском музее.

Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть ави...

Лекторий «Память сердца» пройдет в Красногвардейском музее и будет посвящено Международному дню освобождения узников концлагерей.

В основу мероприятия вошли подлинные истории красногвардейцев, перенесших на своих плечах этот ад. Это и ...
Архив новостей »

И Пушкин там бывапл проездом

22 апреля 2017
18 апреля отмечался Международный день памятников и исторических мест. В связи с этим хотелось бы вспомнить о почтовой станции с. Преградного.
Сеть почтовых станций покрывала всю Российскую Империю и была важной частью повседневной жизни. К сожалению, сегодня нам мало что известно об этом. Почтовые тракты в Российской империи были важной частью экономики. В их строительстве было заинтересовано в первую очередь само государство. По сути, это была та же система платных дорог, что действует сегодня. За проезд по тракту, смену лошадей и ночлег на станции люди платили деньги, и казне это было очень выгодно. В целом схема была достаточно простой.  Бесплатно пользовались почтовыми станциями люди имеющие "подорожную" за подписью губернатора, это были, как правило, чиновники и купцы 1-ой гильдии, остальные же покупали временный паспорт на отлучку из места постоянного проживания, и только с разрешения начальства. Поэтому число пользователей почтовыми станциями относительно всего населения страны было не велико.
В городе желающие брали лошадей и повозку, на ней проезжали определенное расстояние до почтовой станции. Уставших лошадей кормили и чистили. Пассажиры при необходимости оставались в заезжем доме ночевать, а наутро или сразу после отдыха продолжали путь в повозке уже на новых лошадях.
«Село Преградное Медвеженского уезда Кавказской области, расположенное на Черкасском тракте, связывало Кавказ с Центральной Россией. С 1803 г. проводилось заселение Большой Черкассой дороги от границы с Войском Донским до Ставрополя на расстоянии 150-ти вёрст. В это время появляются новые селения, среди которых и с.Преградное. Но согласно ведомостям, составленными генерал-поручиком, правящим должность Саратовского и Кавказского генерал губернатора, действительного камергера Кавказского мушкетерского полка шефа Потёмкина о первоначальном поселении крестьян за 1787 г. в составе Ставропольского округа уже упоминается село Преградное (под номером 7), куда было переселено киевских казаков 1200 человек.  Упоминание о первой почтовой станции в селе находят у  исследователя Палласа, который видел  в 1799 г. у почтовой станции Преградной на реке Большой Егорлык каменный крест, на котором было высечено изображение «несторианского креста» и год 1041-й, когда был установлен крест. О расположении почтовой станции Преградной у «креста» упоминается в сообщении П.Г. Буткова, служившего на Кавказе между 1792-1803 гг.
В рапорте инженера Бурачкова генерал-майору и кавалеру Сталю 2-му о результатах осмотра в 1823 г. станционных домов Ставропольского уезда упоминается и постоялый двор села Преградного (всего в  Медвеженском уезде было шесть станционных домов). Как отмечалось в документе, «станционные дома пришли в ветхость от дурного построения и присмотра. Крыши у коньков в оных домах, а также в сараях и конюшнях большею частью вовсе раскрыты и от наступающего дождливого времени (осмотр был осенью) происходит порча строения и беспокойства как для проезжающих, так и для живущих в домах сих, гостиные комнаты никогда не отапливаются, в иных у печей вовсе нет вьюшек, в других же оные не вмазаны, а чрез сие проезжающие в холодное время года вовсе лишены приюта.»  
В 1826 г. начальник Кавказской области Эмануэль отмечал, что «от селения Егорлыка до областного города Ставрополя нет постоялых дворов и проезжающие почётные особы, приезжающие к минеральным водам, не имеют ни припасов, ни мест для отдыха. Такие неудобства в Кавказской области отвлекают многих прибегать к кавказским столь целительным водам и заставляют предпринимать гораздо дальнейшую поездку за границу, отчего деньги вывозятся из России безвозвратно, да и самый сей край лишается прибыли…»   Как видно, станционные дома в середине 20-х годов находились в таком плачевном состоянии, что ими практически не пользовались. На почтовых станциях останавливались проезжавшие через станцию видные деятели России XIX- н. ХХ вв., следующие на Кавказ по личным или государственным делам. Посчастливилось и Преградненской  почтовой станции приютить у себя именитого гостя.
Александр Сергеевич Пушкин дважды был на Кавказе в 1820 г. и 1829 г. В  1820 году  с героем Бородинского сражения Раевским Н.Н.- это было его первое путешествие на Кавказ. Генерал Раевский имел право на большое количество лошадей и, по-видимому, этим воспользовался. Скорость в летнее время для едущих не превышала 100-150 вёрст в сутки. На почтовых станциях, отстоявших друг от друга на расстоянии 20-25 вёрст, меняли лошадей и оплачивали «прогоны из расчёта 8-10 копеек за 1 лошадь на 1 версту». По дороге « удобной для проезда экипажей во всякое  время года» Александр Сергеевич  Пушкин, Николай Николаевич Раевский проезжали   почтовые станции, находящиеся на территории Медвеженского уезда- Калалинскую (с. Привольное), Медвеже-Колодезную (с. Красногвардейское), Преградную (с.Преградное). Места эти изменились в глазах Раевского со времён его последнего визита на Кавказ: « степь безводная и необитаемая, с одними землянками преобразились в большие селенья, колодцы, пруды и всё необходимое для жизни путешественника».
О пребывании поэта в с. Преградном свидетельствуют воспоминания кавказоведа, бывшего преподавателя Ставропольского пединститута, профессора  Попова А.В., который вынужден был останавливаться на почтовой станции. « Комната для проезжих была небольшой, было холодно  и ямщик стал разжигать небольшую печурку, дров было мало,  они плохо горели, и ямщик стал доставать с полки связки каких-то бумаг, отрывал листы и жёг в печке.»  На вопрос Попова : «Что ты жжёшь?», ямщик ответил, что смотритель разрешил старыми подорожными разжигать печь. Рассматривая шнуровую книгу для записи подорожных -, на десятой странице   находит за номером 2295 от 5 мая 1820 года запись подорожной Великого поэта. Из её содержания становится известно, что: «По указу Его Величества Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая. Показатель сего, Ведомства Государственной Коллегии иностранных дел Коллежский секретарь Александр Пушкин, отправлен по надобностям службы к Главному попечителю Колонистов Южного края России Г. Генералу Лейтенанту Инзову, почему для свободного проезда сей пашпорт из оной Коллегии дан ему в Санкт-Петербурге мая 5 дня 1820 года». Ниже стоит автограф поэта.  Колежский секретарь  имел право получать двух лошадей на почтовой станции. В это время Пушкин путешествовал с генералом Раевским Н.Н.. Так же  Попов нашёл отметку, что на станции Преградной из-за болезни поэта они задержались в селе трое суток. В других подшивках  перечислялись подорожные Толстого Л.Н., друга Пушкина Пущина И., Лермонтова М.Ю., Грибоедова А.С., Белинского В.Г., Верещагина В.В., Суворова А.В.
В середине 1927 г. исправляющий должность исправника Корсунок доносил, что постоялые дворы на этом отрезке тракта построены, подробно перечислял постройки при них и самые станции, среди них и Преградное. Из этого донесения следует, что в числе первых хозяинов постоялого двора в Преградном был Ларион Колесников.
  К концу 30-х годов положение мало изменилось. Станционный дом по прежнему оставался ветхим.      
          Почтовая станция на контрактной основе сдавалась на содержание  жителям уезда, с       условием выполнения всех требований по договору. В середине 20-х  гг. XIX в. имела 16 лошадей. Почтосодержателем был, однодворец села Новая Марьевка Кондратий Курьянов. Согласно рапорту Кавказской областной почтовой конторы Кавказскому областному начальнику о состоянии почтовых станций по Московскому тракту (Черкасский тракт) за конец 1826 г., казённый станционный дом требовал большой поправки, «крыша нисколько не защищает от дождя, печи испорчены и несколько стёкол выбито». Лошади были слабы, свидетельство имели только 4 ямщика.
В 40-е гг. XIX в. в с. Преградном  было  две улицы: Нижняя Егорлыкская возле  реки Егорлык и Верхняя Столбовая, где находилась волость (в советский период сельский совет). Для почтовой станции в эти годы нанимались дома местных жителей. Напротив волости находилось здание частной почты владельца Лапина А.Е. Он имел несколько почтовых троек с бубенцами, на которых развозили начальство. У Лапина в батраках жил Кибкало П.А., прекрасно управлявший ямщицкой тройкой. Население один раз в неделю собиралось на площади  у почты для получения корреспонденции. Те, кто оставался ни с чем, ждали следующей недели.
Степные дороги  были удобопроезжаемы. Но все, «по причине незаселённых степей и редких надобностей, иногда зарастают; только кочующие калмыки перевозя соль и по другим надобностям проезжая оные, снова их пробивают.»
«Это почтовое отделение … сохранилось  до настоящего времени. Сейчас оно пустует и требует капитального ремонта. Находится оно в центре села рядом с парком «Тридцатилетия Победы.»  Желательно, чтобы на этом здании к 60-летию Советской власти была помещена мемориальная доска»- писала в 1977 г. заведующая Преградненским музеем Мацегорова О.П..
По словам уроженца с. Преградного, литсотрудника журнала «Агитатор Ставрополья» Белоконь С.  почтовая станция простояла более 170 лет. Но в н. 80-х гг. ХХ века это здание, как и большинство почтовых станций ХIX в., превратилось в руины.

Н.Малимон, научный сотрудник ГБУК Красногвардейский музей

газета "Сельская Новь" от 22.04.2017 г. № 29