Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Новости

Викторина «Что ты знаешь о войне?» пройдет в рамках акции «30 дней до Победы»

Для игры подготовлены вопросы и задания на тему Великой Отечественной войны. Для игры формируются три ком...

Тематическое мероприятие «Битва со льдами. К 90-летию героической эпопеи спасения челюскинцев» пройдет в Красногвардейском музее.

Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть ави...

Лекторий «Память сердца» пройдет в Красногвардейском музее и будет посвящено Международному дню освобождения узников концлагерей.

В основу мероприятия вошли подлинные истории красногвардейцев, перенесших на своих плечах этот ад. Это и ...
Архив новостей »

У храмов - своя история

8 августа 2018
У храмов - своя история
В истории нашего государства были периоды взлётов и падений, однако на протяжении многих веков неизменной оставалась вера в Бога. С древних времён она была незыблемой основой жизни, с ней человек рождался и умирал. Христианство было распространено по всей огромной территории России. Даже в самых дальних уголках нашего государства возводились храмы и монастыри - величественные, гордые и неповторимые архитектурные сооружения. Они строились в честь героических событий нашей страны, служили народу и являлись центром духовной культуры.
В начале ХХ века в с. Медвежьем (Красногвардейском) было три действующих храма - два на левобережной части села и один на правом берегу Егорлыка. Все они построены в разное время, и по-разному сложилась их судьба.
    В центре села в 1828 году была построена первая каменная церковь в честь архистратига Михаила. Она считалась, по истине, украшением села. Что ни говори, а красивее храмов у нас  зданий нет и сейчас. Церковь была белокаменная. Кирпич специально завозили из Пелагиады и Ставрополя. Стоимость постройки обошлась в 85 тысяч рублей. Священнослужителем был благочинный Остроумов Михаил. В 1860 году церковь была расширена приделом в честь Святого Пророка Ильи. При ней также имелся архив, в котором хранились метрические книги,  хранящие до сих пор самые важные даты жизни жителей села того времени - рождение, крещение, бракосочетания и смерти. Многие, сохранившиеся  сейчас документы хранятся в Государственном архиве Ставропольского края.
       15  мая 1932 года  Декретом правительства за подписью И. В. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Власти перешли в открытое наступление против церкви и решили её уничтожить физически. В 1936 году храм  разрушили. Камень,  из которого он был построен, был использован для строительства нескольких жилых домов и укладки тротуаров по улице Ленина.
      В начале 2000-х по инициативе священника Михаила Острожинского и предпринимателя Бабичева Ю. началось строительство часовни  на месте первого храма и в память о нем. Радует, что живут в нашем районе люди, радеющие не только о собственном благополучии, но и о сохранении исторической памяти.
    В ГБУК Красногвардейский музей сохранилась единственная черно-белая фотография, на которой запечатлен Михайло-Архангельский храм.  В дар её принесла жительница села Евглевская Нина Ивановна.  
    Второй храм в селе был построен на пожертвования прихожан и меценатов в 1907 г. на Мосоловской сотне (правобережной части села), третий, освященный в честь Успения Божьей Матери,  в 1908 г. на улице Красной.  
C начала ХХ века в  с. Медвежьем  растет  численность населения,  единственный храм во имя Архистратига Михаила всех православных  верующих  вместить уже не мог. Поэтому и  встал вопрос о строительстве новых церквей.  Оба храма и во имя Святой Троицы, и Успения Божьей Матери построены по типовому  проекту архитектора К.А.Тона. Имена авторов и строителей  так и остались неизвестны. Храмы пятикупольные  (в честь Спасителя и четырех апостолов – евангелистов), впереди   пирамидная колокольня, возвышающаяся на 27 метров. Построены храмы канонично в форме креста. Пристроены  боковые приделы. Купола храмов устроены в форме горящей свечи, изначально были увенчаны коваными крестами. Строили храмы из местного кирпича,  с  местного завода купца Демина. Лес и кровельное железо были привозными.
Но, не смотря на схожесть архитектурных проектов, судьбы  у храмов оказались разные: более трагичная у Успенского.  Верой и правдой церковь служила людям до начала сороковых годов. В годы «выкорчевывания религии» из памяти человека храм был закрыт и использовался колхозом как склад. Перед оккупацией церковь открыли, а зерно разобрали местные жители.
    В 60-х годах прошла новая кампания по разрушению храмов, уничтожались все не зарегистрированные. Не обошла она  и Успенскую церковь. В 1964 г. она была разрушена - ни временем, ни непогодой, а людскими руками. Теми, что  сначала любовно сложили, потом безжалостно сокрушили. Только были это руки разных поколений. Сняты колокола, уничтожены купола, выбиты окна и двери, но сложенные из добротного материала стены устояли - не поддались ни лому, ни трактору, ни динамиту. О судьбе икон и иконостаса ничего не известно.
    Пытались в полуразрушенном храме сделать склад хозтоваров, ресторан, шашлычную... Менялись хозяева, но новый лишь выворачивал то, что не сумел предшественник.
    Прошли годы, забылась «кампанейщина», и народ настоял, чтобы разрушенный храм был восстановлен. Как и раньше средства собирали «с миру по нитке».
    В 1990 г. у здания разрушенной церкви было совершено богослужение в честь возвращения храма верующим русской православной церкви, митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном. Через два года, 27 августа 1992 года, состоялось торжественное освящение церкви и с этого дня он вновь начал служить людям. Неоценимый вклад в возрождение церкви внес отец Василий Киевский, который стал  первым настоятелем после восстановления.  В 1995 году  церковь Успения внесена в Государственный список памятников местного значения.
    У каждого храма, даже самого нового, есть свои святыни. Есть они и у  храма Святой Троицы по улице Первомайской. Это и иконы,  и церковная утварь, и фрески,  представляющие  как духовную, так и культурную ценность. Но уникальность и бесценность храму предаёт трехпредельный  фаянсово-эмалевый иконостас, который был специально заказан в Екатеринбурге на заводе Товарищества М.С. Кузнецова.
В начале XX века фарфоровые и фаянсовые иконостасы получили широкое распространение из-за своей нарядности и практичности. Товариществом было изготовлено 38 фарфоровых иконостасов. Проектировались  они профессиональными архитекторами, часто авторами проектов храмов. Тиражные иконостасы были исполнены мастерами Савиным и Никитиным.
При сборке конструкция легко собиралась, за ним легко было ухаживать, цена была приемлемой по сравнению с деревянными или мраморными.  Покрытые блестящими цветными эмалями и позолотой, такие иконостасы производили впечатление божественной красоты и великолепия. Храму такой иконостас придавал более торжественный и красивый вид.
В  только что построенные культовые заведения на юге России в начале ХХ века, в том числе и Медвеженского уезда заказывали именно такие иконостасы. Но до наших дней, после антирелигиозной политики,  сохранился лишь один иконостас  в нашем  Свято-Троицком храме, который  поражает  своим блеском и чистотой красок.
Трехъярусный иконостас выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Элементы разделены колоннами с ажурными капителями, орнаменты и букеты цветов придают величавость и торжественность этому творению русских мастеров. Возможное участие в его создании таких художников, как В. А. Косяков и Н. В. Анненский, ставит иконостас в число лидеров русского декоративно-прикладного искусства конца XIX в. – н. XX в.  Иконы  написаны в русском стиле, выполнены эмалевыми и масляными красками на жести. Общая дина иконостаса - 20 метров, высота более 8 м.
Перед ВОв, в 1938 г. храм закрыли, но рушить не стали.  Стали использовать, как и Успенский храм, в качестве амбара для зерна. Церковная утварь и иконы  были разобраны местными жителями для хранения.  Иконостас не был  разрушен, так как колхозное зерно тщательно охранялось сторожами. В 1942 г.,  когда немецко-фашистские  захватчики были на подходе к селу, пришла команда: открыть церковь и разрешить населению по домам разобрать все зерно, которого здесь было столько, что за ним не было видно иконостаса. В августе 1942 г. во время оккупации храм был открыт для ведения богослужения немецкими оккупационными властями и больше не закрывался.
    Иконы вернули не все, в алтарной преграде сохранилась 1/10 часть родных. Сохранились три родные иконы - Святого Пророка Иоанна, Святого  Мелхиседека, Иверской Иконы Божьей Матери. Иконой Святого Пророка Мелхиседека  имеет механическое повреждение, происхождение которого, имеет свою легенду. Кто-то из местных жителей пытался из нее сделать ведро. Едва надрезав  жесть, он услышал плач, который одновременно и напугал,  и остановил его. Это были слезы святого, которые спасли икону.
    В 1995 г. Свято-Троицкая церковь внесена в Государственный список памятников местного значения.
    В  2003 г. встал вопрос о повышении статуса памятника истории и культуры местного значения «Свято-Троицкая церковь» на федеральный уровень, который был положительно решено в 2007 г.
В 2004 г. церковь посетили ростовские реставраторы, которые приступили к восстановлению уникального иконостаса, на что министерством культуры Ставропольского края было выделено 380 тысяч рублей для проведения подготовительных работ.
К сожалению, реставрационная работа не закончена и иконостас всё так же нуждается в восстановлении. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена. Хотя почти полная целостность конструкции и декора позволяет восстановить памятник, единственный в своем роде в крае и один из немногих сохранившихся в России, в его историческом виде.
Какие бы дела не заслоняли день сегодняшний от дня вчерашнего, история остается такой, какой она была. И наша часовня, и оба храма еще долго будут нам об этом напоминать. Будут напоминать и о человеческом невежестве, бескультурье, о забвении прошлого, без которого нет настоящего.
Сегодня к молитве в храм приходят целыми семьями, что говорит о возрождении духовности российского народа. В дни проведения церковной службы над селом разливается малиновый звон колоколов, призывающий всех верующих совершать благие дела для себя, для окружающих людей.

Малимон Н.Л.,
научный сотрудник ГБУК Красногвардейский музей

газета "Сельская НОвь" № 56 от 08.08.2018 г.
У храмов - своя история
У храмов - своя история