Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Новости

Викторина «Что ты знаешь о войне?» пройдет в рамках акции «30 дней до Победы»

Для игры подготовлены вопросы и задания на тему Великой Отечественной войны. Для игры формируются три ком...

Тематическое мероприятие «Битва со льдами. К 90-летию героической эпопеи спасения челюскинцев» пройдет в Красногвардейском музее.

Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть ави...

Лекторий «Память сердца» пройдет в Красногвардейском музее и будет посвящено Международному дню освобождения узников концлагерей.

В основу мероприятия вошли подлинные истории красногвардейцев, перенесших на своих плечах этот ад. Это и ...
Архив новостей »

100-летию Медвеженского фронта посвящается

27 июня 2018
100-летию Медвеженского фронта посвящается
100 лет назад в послереволюционные годы в России  началась братоубийственная  гражданская война, разделившая  страну на «красных» и «белых», разрушившая семьи, унесшая сотни тысяч жизней наших соотечественников и оставившая в вечности имена тысяч героев.  На Северный Кавказ бежали царские генералы, офицеры, промышленники. Здесь они создавали белогвардейские отряды, составившие ядро так называемой Добровольческой армии, мечтали о походе на Москву. На Дону, Кубани и Ставрополье белогвардейские войска встретились с упорным сопротивлением красногвардейских и рабочих отрядов, защищавших Советскую власть
Кто же командовал красными бойцами? Мастеровой человек Петр Максимович Ипатов прошел трудную школу подпольщика, окопного солдата, оружейника. Он стал одним из талантливых организаторов партизанской борьбы с белогвардейщиной, командиром крупного полка. Георгиевский кавалер Константин Архипович Трунов безоговорочно примкнул к революции. В короткий срок вырос от командира отряда самооборонцев до командира полка Первой Конной Армии. Русским богатырем, человеком необыкновенного мужества слыл комбриг 11-ой Красной Армии Петр Андреевич Кибкало. Бывший батрак из Медвеженского уезда стал красным командиром, был награжден орденом Красного знамени.
      Память о них живет не только в сердцах благодарных потомков, но и в названиях городских и сельских  улиц. Село Преградное Красногвардейского района  не исключение. В центре расположена улица, названная в честь  уроженца села и героя гражданской войны - Кибкало Петра Андреевича.  
               «Тяжёлое детство мне пало на долю из прихоти взятый чужою семьёй;
              по - тёмным углам я наплакался вволю,
              изведав всю тяжесть подачки людской»-  это четверостишье из стихотворения « Мать» Семёна Яковлевича Надсона,  очень наглядно описывает раннее детство Петра Андреевича.  Он родился в бедной крестьянской семье в с. Преградное в 1886 году.  Всё  имущество его отца Андрея Мироновича состояло из небольшой  хаты крытой камышом, канюшни-сарая с соломенной крышей, пары рабочих лошадей, коровы и одного небольшого надела земли из семи десятин. Едва мальчику исполнилось два года,  его отец скоропостижно умер. Молодая вдова была не в состоянии содержать хозяйство. Поэтому  вскоре вторично вышла замуж за крестьянина из соседнего села Родыки. Часть имущества забрала с собой, другую часть продала, а деньги от продажи отдала на хранение до совершеннолетия сына его родному дядьке Кибкало Ананию Мироновичу.  Прожив в семье отчима три года, и с общего согласия родных вернулся в Преградное.
Вскоре умирает мама Елена Николаевна, и пятилетний мальчишка остается  круглым сиротой, пригретый родственниками.   Учился в церковно-приходской школе, где освоил грамоту. Но работы у дядьки было много и мечты об учебе пришлось оставить. Пётр был физически крепким и рослым, не гнушался никакой работы. Очень любил лошадей, поэтому устроился ямщиком на почтовую станцию. Лихо управлял тройкой с бубенцами. Все любовались его выправкой и  техникой владения конем. Среди сверстников слыл парнем отзывчивым и чутким. В 22 года женился  на батрачке Екатерине Стефановне, с которой познакомились на работе по найму.  Она, так же как и Пётр Андреевич, рано потеряла отца, её и двух сестер воспитывала одна мама. Родные помогли купить ему за сто пятьдесят рублей  участок земли и обветшалую ветхую хатенку, крытую соломой с низким потолком, земляным полом и косившимися от времени окошками. С момента женитьбы до призыва в царскую армию Пётр Андреевич жил и работал в своём хозяйстве, совместно с родственниками отца, жившими недалеко по соседству с ним. Средства для существования получал от обработки земли и продажи хлеба. В 1909 году родился первенец - Иван, в 1914- сын Алексей.
    В 1911 году Петр Андреевич был призван в царскую армию. Служил недалеко от ставропольской границы,  на левом берегу Кубани в небольшом городке Армавир, на окраине которого располагались казармы 17-го драгунского Нижегородского полка, входившего в состав Кавказской кавалерийской дивизии. Поначалу его воспринимали с усмешкой, так как казаки в армию приходили со своими лошадьми, а Пётр Андреевич без. Но вскоре все убедились, что конем он владеет намного искуснее, чем его сослуживцы. Ему быстро давалось кавалерийское дело, вскоре он стал кадровым военным. Командир полка  назначил Петра Кибкало инструктором по обучению офицеров фигурной езде и преодолению препятствий.
    С началом Первой мировой войны Кубанскую кавалерийскую дивизию перебросили на юг к русско-персидской границе.   Здесь Кибкало проявил себя отличным наездником и отважным воином в сражении с турками и немцами. За проявленный героизм в боях с врагами был награжден двумя георгиевскими крестами и медалями.  Известен он и мастером сабельного боя, за годы службы он освоил сложный молниеносный прием – кавалерийские ножницы, который ему очень пригодился на фронтах гражданской войны. В искусстве владения пикой не было ему равных, всегда занимал первые места на смотрах в полку. По окончания срока службы, его попросили остаться сверхсрочно, присвоили звание вахмистра - унтер – офицерский чин.
После Февральской революции Кибкало был избран членом полкового комитета, потом выборным командиром Нижегородского кавалерийского полка. В декабре 1917 года Кавказская кавалерийская дивизия была демобилизована. Все её воины вернулись домой, Кибкало возвратился к семье и хлеборобскому делу. Но ненадолго. Революционные события октября 1917 увлекли за собой, поставили в ряды активных защитников советской власти и Петра Андреевича.  
      Боевой участок, проходивший по территории Медвеженского уезда и получивший название Медвеженский фронт, протяженностью 180 километров оборонялся пятнадцатью тысячами бойцов, восемнадцатью орудиями и 25 пулемётами. Узнав о приближении «белых» и кровавых событиях в Лежанке (Средний Егорлык), в с. Преградном организовался отряд конных оборонцев, руководил которым  лихой рубака Пётр Кибкало. После Пасхи отряд Кибкало, численностью в триста красногвардейцев, вооруженных саблями, выехал на боевые позиции фронта. Здесь произошло знакомство с легендарным Дмитрием Петровичем Жлобой - командиром Стальной дивизии. Прослывший мастером дерзких вылазок против «белых» Кибкало с радостью был принят в ряды этой дивизии. Петр Андреевич командовал обозом, эскадроном, стал замкомбрига.  Его талант и силу очень ценил Жлоба. На войне человеку приходится быть не только бойцом, но и санитаром, и кашеваром, и даже актером.  В 1919 году  дивизия захватила в плен «белого» казака, который признал в Кибкало своего генерал-лейтенанта Андрея Григорьевича Шкуро. Пользуясь этим сходством Пётр Андреевич  и Дмитрий Петрович Жлоба разработали целую операцию и выведали ценную информацию: военные секреты и тайны в тылу врага. При этом никто из казаков так и не догадался, что перед ними не их генерал, так искусно сыграл свою роль Кибкало.
    Кроме этого за ним закрепилась слава самого сильного и ловкого конника. В боях он выбирал себе в противники искусных рубак или белых офицеров, чтобы победив их, внести панику в стан врага. Хвалиться Пётр Андреевич своими боевыми подвигами не любил, но кавалеристы из его окружения говорили, что за время войны он вывел из строя около тридцати  «белых» офицеров и генералов. Командуя полком у реки Медведицы, Кибкало смертельно ранил генерала Голубинцева и его адъютанта. Там же у Медведицы в районе Тишанки судьба свела его с легендарным рубакой донским казаком Кузьмой Крючковым. Этот бой для георгиевского кавалера Крючкова стал последним. Вскоре был назначен командиром Кубанской кавалерийской бригады.  Петр Кибкало нравился Жлобе  и всем бойцам умением водить войска и личной храбростью: он всегда находился впереди.  Любил бойцов и не допускал их потерь зря.  
После разгрома Деникина на Северном Кавказе был направлен на борьбу с Врангелем, принимал участие в освобождении Крыма и разгроме банды Махно на Украине  и всегда выходил победителем. 27 августа 1920 г. газета «Красная лава» писала об удачном исходе поединка с «махновцами»: « Невероятный героизм проявил Кибкало, бывший вахмистр, на теле которого девять ранений... Товарищ Кибкало и товарищ Тубольцев за свои изумительные подвиги заслуживают большой награды». Они получили ордена Красного Знамени, а полки благодарность. За боевые подвиги в  годы гражданской войны он был награждён двумя орденами Красного знамени, золотыми именными часами.
      По окончанию гражданской войны Кибкало с военной профессией не расстался. Был направлен командовать кавалерийским дивизионом на краснодарские курсы повышения квалификации командного состава. Курсанты очень уважали его. Он был немногословен и немного замкнут, говорить красиво не умел. Но как преображался, когда наступали тактические занятия, где постоянно повторялась его знаменитая фраза: «Делай, как я!».
      Обстановка на Кубани продолжала оставаться тревожной. Повстанческая Кубанская армия бело-зелёных под руководством мятежного генерала Пржевальского пряталась в майкопских лесах, была хорошо обучена и насчитывала около 4 тысяч человек. В сентябре 1921 года они решили захватить Краснодар и поднять восстание на Кубани. Преградить им  путь  должен был Кибкало с дивизионом, который выехал на учение в станицу Динскую. События развивались стремительно. Банда напала ночью. Бойцы услышали выстрел и голос Кибкало, он первым с ординарцем бросился в темноту.  На все просьбы быть осторожным, Пётр Андреевич всегда отвечал, что от сабли не погибнет, разве что от пули или артиллерийского снаряда. Он предсказал свою судьбу. «Мы бросились в темноту, но в  метрах в 50 за станицей, кони наши с храпом начали мешаться и пятится назад. Подсветив спичками, мы увидели груду убитых людей и лошадей. Среди них узнали и убитого комдивизиона Кибкало. Трупов коней было штук пять и убитых людей 16. Почти все были старые усатые и бородатые казаки с погонами и рубленные кибкаловским подчерком - чуть не до седла»,- вспоминал курсант   К.И. Мизерский.  Бандиты оборвали жизнь героя,  выстрелив ему в висок из маузера, и в бессильной злобе изрубили его мёртвого.
С большими почестями героического комдива похоронили в Краснодаре. Позднее, по просьбе семьи, его останки были перезахоронены на родине в с. Преградном.   Его могила находится у мемориала погибшим землякам в центре села. Светлый образ верного сына народа, славного рубаку жлобинца, отдавшего свою жизнь в бою за родину и светлое будущее не должны забыть потомки в веках.  Он всегда шел в атаки впереди своих бойцов. И здесь, в бессмертье, навсегда остался правофланговым.

Н.Л. Малимон, научный сотрудник ГБУК Красногвардейский музей