Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Новости

"Золотые страницы культуры Красногвардейского округа"

Выставка знакомит с людьми, которые внесли и каждый день вносят бесценный вклад в развитие культуры и иск...

"Крым в истории России"

тематическое мероприятие, посвященное 10-летию со дня воссоединения Крыма и России.
В Крыму буквально всё...

"Маслена идет - весну за руку ведет"

Организаторы мероприятия расскажут гостям о глубоких исторических корнях Масленицы – древнего славянского...
Архив новостей »

За Волгой для нас земли нет

3 февраля 2018
На войне, как и в обычной жизни, у каждого человека своя судьба. Кого-то она щадила, кого-то нет.  К Александру Ивановичу Курткину она была относительно благосклонна, хотя  и ему  довелось многое пережить. Но ведь выжил, вернулся домой, плодотворно работал,  пока позволяло здоровье…
    А на фронте было всякое. Но особенно  было тяжело отступление. Пятиться к Волге пришлось  из-под  самого  Воронежа, куда попал после службы на Дальнем Востоке в 138 отдельном  стрелковом батальоне и окончании школы санинструкторов в составе 198 отдельного разведывательного батальона. Правда, под Воронежем разведбатальон действовал как обычное стрелковое воинское подразделение.
Александр Иванович вспоминал, как  «немец рвался к Волге, наши войска старались   его остановить. Отступали до станции Абганерово, где в одном из боев я был ранен в плечо. Мы с несколькими солдатами сидели на броне танка, когда очередью то ли из пулемета, то  ли из автомата троих из нас  ранило…». Лечился Александр Иванович в военном госпитале в Саратове в течение трех месяцев.  Потом был направлен в 650 гвардейский стрелковый полк под Сталинград.
    «…Вот где пережили, так пережили! Немец пытался вырваться, сила у него еще была, патронов и снарядов полно, малейшее движение с нашей стороны, и на нас обрушивался шквал огня. Зима 42-43 года была очень суровая, прятались в развалинах, в  траншеях, в окопах. Согреться было  нечем, костры жечь не разрешали под строгим приказом. Если немец заметит,  хоть малейший дымок, сразу начинал бомбить наши позиции, иногда такая неосторожность оборачивалась гибелью нескольких десятков бойцов. Стояли крепко, хоть и обмораживались не раз. Понимали, что действительно за Волгой для нас земли нет, отступать больше некуда…»
    Битва за Сталинград навсегда осталась в памяти ветеранов. Здесь они узнали силу фронтового братства, вытаскивая друг друга из-под развалин, спасая раненых. Для них каждый дом был частью великого города, поэтому защищали даже развалины.
    Судьба по – прежнему хранила  Александра Ивановича. Как ни тяжело ему было под Сталинградом, он не был  даже ранен здесь. Будучи старшиной роты, ему доводилось попадать в такие ситуации, когда сам поднимал в атаку солдат. После сдачи Паулюса, через Волгу  потянулись нескончаемые колонны пленных немцев. «…Радовались, что это грандиозное сражение увенчалось успехом, что жертвы наши  не были напрасны. Но при виде немцев некоторые не выдерживали, подскакивали к пленным, били прикладами, несмотря на приказ не трогать их…»
    Вскоре Александр Иванович был направлен в Магнитогорск в авиатехническое училище, где  он закончил ускоренные курсы командиров. После этого попал в 785 батальон аэродромного обслуживания на I Белорусском фронте, заведовал службой обеспечения самолетов горюче-смазочными материалами. Здесь уже было полегче, хотя не одну бомбежку пришлось пережить.

Кузьминова Т.Г.
директор ГБУК Красногвардейский музей