Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Новости

Алкоголизм-дорога в бездну

11 сентября 2017 г. в ГБУК Красногвардейский музей пройдет кинолекторий, основной целью проведения  которого  является...

Роль Азово-Моздокской линии в хозяйственном освоении Медвеженского уезда

В рамках мероприятий, приуроченных к 240- летию Азово-Моздокской линии, 215 -летию образования Ставрополь...

Последние залпы Великой войны

В рамках мероприятий, посвященных окончанию Великой Отечественной войны в ГБУК Красногвардейский музей пр...
Архив новостей »

Постоялые дворы

12 Января 2017
Постоялые дворы
     Постоялые дворы появились на Руси в XII – XIV в.  Они представляли уют для всех категорий путешественников и не отличались особым комфортом. Здесь можно было разместить лошадей и транспортные средства. В XV в. постоялые дворы  стали создаваться при «ямах», то есть почтовых станциях. В это время на Руси учреждается  даже ямская служба. Услуги размещения и питания, представляемые на постоялых дворах, в ямских поселках логически добавляли основные услуги, выполняемые ямщиками.
Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали довольно долго, вплоть до середины XIX  в., а некоторые и дольше. Их распространение было резко сокращено с появлением железных дорог и только спустя определенное время, с развитием автомобильных перевозок, вновь сделало необходимым, возврат вдоль дорог  гостинец, представив их в новом облике, в виде мотелей.
       В русских городах был распространен другой тип средневековых гостинец - гостиные дворы. Они отличались от постоялых дворов тем, что помимо размещения и питания здесь имелась возможность совершения сделок и коммерческих операций, то есть в гостиных дворах были мебелированные комнаты,  торговые ряда, лавки, склады.
      Гостиные дворы в основном предназначались для торговли и складирование товаров, поскольку в то время купцам не разрешалось торговать в своих дворах. Этот запрет распространялся на все категории товаров и на всех купцов и был снят только в XVIII в. Деятельность средневековых гостинец регламентировались специальными правилами. В связи с этим можно утверждать, что разработка первых правил предоставления гостиничных услуг на Руси была проведена в XII в. Эти правила, устанавливали взаимоотношения жителей двора между собой и с местным населением, определяли требования к поведению, осуществлению торговых операций  и так далее. Особенно в них акцентировались требования по обеспечению безопасности жизни, имущества и жилища. Предположению услуг соответствовала и цена: в эпоху Бориса Годунова ночлег в Москве стоил  «две деньги», столько же, сколько разовое мытье в бане. В более маленьких городах оплата была меньше, применялись  и бартерные расчеты.
С появлением русских на Кавказе в конце XVII в., для внутренней коммуникации строят почтовый тракт от Санкт- Петербурга до Тифлиса. По всему почтовому тракту строятся посты (ямы), которые обслуживают донские казаки. Затем в начале XIX в. начинается период гражданского освоения территорий переселенцами из Курской, Тамбовской губернии. Заселение началось с 1804 года, на месте поселений вдоль Черкасского Тракта образовывались почтовые (ямные станции). Рядом с почтовыми станциями - возникали постоялые и гостиные дворы. У нас в с. Медвежьем, постоялый двор располагался на ул. Орджоникидзе, рядом со стадионом, старинное здание, где сейчас находиться отдел полиции ГИБДД. Рядом с постоялым двором имеется до сих пор действующий родник. В стародавние времена он имел большое значение, так как местность наша представляла и  до сих пор представляет летом безводную пустыню, и очень ограничена водными ресурсами. Путники останавливающиеся на постой, могли сами  утолить жажду, а так же напоить лошадей. Условия  проживания были почти спартанскими, без особой роскоши: кровать, стол, табурет, постельные принадлежности, еда продавалась за отдельную плату. Путник после отдыха мог поменять лошадей в зависимости от чина, государственным чиновникам, «фельдъегерям»- сменные лошади выдавались в первую очередь, остальные ждали  своей очереди. Поэтому дорога для обычных людей была утомительной и долгой.
По Черкасскому тракту, в свое время путешествовали А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, декабристы, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский, Л.Н.Толстой. В апреле 1842 г. слуги бабушки поэта провезли по тракту прах М.Ю. Лермонтова в свинцовом и  засмоленном гробу. Существует легенда, что в с. Преградном останавливался  А.С. Пушкин, переночевал  и сменил лошадей, кто знает после посещения может быть именно  такой станции - он написал свое произведение «Станционный смотритель», но точным является то, что произведение это вышло после путешествия по Черкасскому тракту.